«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Ребенок с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Ребенок — инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предназначенные для всех категорий учеников, в том числе и для детей - инвалидов и детей с ОВЗ: - мультимедийные комплексы (проектор, экран, ноутбук); - интерактивные доски; - ноутбуки ученические с подставкой под ТСО; - оборудование лингафонного кабинета; - телевизоры; - музыкальные центры; - видеоплеер
№
|
Содержание (Электронные копии) | Ссылка на документ |
1 | Информация о наличии специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
При поступлении в МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В МБДОУ "Детский сад № 54 Веснушки" имеется музыкальный зал, оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по художественно – эстетическому направлению. Также в Учреждении есть спортивный и тренажёрный зал, в которых есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий с воспитанниками. Групповые помещения: в группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную и др. деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием. Спортивная площадка для проведения физкультурных занятий, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей. При необходимости развивающая среда МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов. Библиотека - отдельного помещения в Учреждении нет. Учебная и методическая литература находится в методическом кабинете. В методическом кабинете создана мини библиотека детской литературы
|
2 | Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Паспорт доступности МБДОУ "Детский сад №54 "Веснушки" объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и представляемых услуг. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход». Приложение к паспорту доступности МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" |
3 | Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В Учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 20-дневным меню. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется. Бесплатное питание предоставлено для детей-инвалидов. Организация питания соответствует нормативно – правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги |
4 | Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Медицинское обслуживание детей в Учреждении осуществляет внештатный врач-педиатр, медицинская сестра. Вся работа МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующими СанПиН : 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. 2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей. 3) организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида: - при создании условий образовательной деятельности в Учреждении учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; - обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса; - чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; - повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; - корректировка времени для выполнения заданий; - снижение темповых нагрузок; - стимулирующая помощь взрослого; - чередование видов деятельности; - снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; - условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным); - подбор специального дидактического материала и т.п. |
5 | Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Самостоятельный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. На сайте МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" имеется версия для слабовидящих. - http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования "Наша сеть" - http://festival.1september.ru - Сайт ИД "Первое сентября" - http://nsportal.ru — социальная сеть работников образования; - http://www.edu.ru — федеральный портал «Российское образование»; - http://www.videoresursy.ru — НПО Медиаресурсы «Воспитание ребенка в дошкольном образовательном учреждении». - http://ucheba.com — Образовательный портал. Дошкольное воспитание. - http://ipk.kuz-edu.ru - официальный сайт КРИПКиПРО - http://fgosreestr.ru - Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки |
6 | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
7 | Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Учебные кабинеты и помещения МБДОУ оборудованы техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предназначенными для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей - инвалидов и детей с ОВЗ: -мультимедийные комплексы (цифровой проектор, проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, стационарная/мобильная музыкальная колонка); - интерактивная доска; - ноутбуки с обучающими и развивающими компьютерными играми; - интерактивные мультстудии "Olodim Stories" и "Kids Animation Desk 2.0" со встроенным ПО; - цифровая ЭКО - лабратория со встроенным ПО; - интерактивный логопедический комплекс "Умное зеркало" со встроенным ПО; - песочный стол с подсветкой. |
8 | Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Общежитие и интернат в МБДОУ "Детский сад № 54 "Веснушки" отсутствуют. |
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
- Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
- Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
- Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Наше Учреждение ведет работу, направленную на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Под специальными условиями, созданными в нашем Учреждении для детей с ОВЗ мы понимаем:
- Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных упражнений.
Условиями построения безбарьерной среды в нашем Учреждении являются:
- взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
- создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОО (дошкольная образовательная организация), имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОО;
- оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
- ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
- взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в процессе воспитания детей раннего возраста;
- конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.
Как влияет безбарьерная среда в учреждении на результаты обучения и социальной интеграции детей:
- Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам.
- Создание безбарьерной среды, направленно на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Задачи учреждения при создании безбарьерной среды:
- Создание уютного, комфортного пространства для всех.
- Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.
- Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
- Создание в учреждении педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.
- Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
- Индивидуальный подход к воспитаннику с ОВЗ со стороны команды специалистов.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.
Контент является обязательным к размещению.
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент.